Анализ воспитательной работы
КГУ «Хлеборобовская неполная средняя школа»
за 2020-2021 учебный год
Формирование личности учащихся через воспитательный процесс является определяющим звеном в воспитательной системе школы. Чтобы объективно ответить на вопросы: каковы изменения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество воспитательного процесса и, как следствие, для качества образованности её воспитанников – нужен кропотливый труд всего коллектива. Воспитательная работа в школе направлена на то, чтобы каждый ребёнок был личностью, определивший свою жизненную цель и пути к её достижению. Школа является основным звеном в системе образования, где должно воспитываться поколение с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.
Воспитательный процесс максимально раскрывает творческие способности учащихся, способствует их активной жизненной позиции, росту духовного потенциала, ответственности за свои поступки.
Будущее каждой нации и человечества в целом зависит от подрастающего поколения. И одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, которые способны к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющие национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В КГУ «Хлеборобовская неполная средняя школа» вся воспитательная работа строилась на основе закона «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», «Концепции воспитания».
В 2020-2021 учебного года в школе было 6 комплект классов. Из них 3 классов относятся к начальному звену, 3 классов к среднему звену.
У каждого классного руководителя разработан воспитательный план, согласованный и утвержденный администрацией школы, где цели и задачи воспитательной работы охватывают все направления Комплексной целевой программы воспитания. Программа Комплексного воспитания включает в себя следующие направления:
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание; Духовно-нравственное воспитание; Национальное воспитание; Семейное воспитание; Трудовое, экономическое и экологическое воспитание; Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание; Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры; Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Социально – политические и экономические проблемы современного общества привели к пересмотру своих педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон воспитания.
Основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуальности, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.
Для достижения положительных результатов в организации воспитательной деятельности были определены следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес, повышение интеллектуального уровня учащихся посредством внедрения педагогических технологий в образовательный процесс, а также разнообразных форм внеурочной деятельности;
- Создать условия для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся;
- Повысить эффективность работы по гражданско-патриотическому и духовному воспитанию;
- Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;
- Продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни;
- Активизировать деятельность методического объединения классных руководителей;
- Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью;
- Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала;
- Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.
Вся воспитательная работа в этом учебном ногу проходила в дистанционном формате, хотя школа работает в штатном режиме.
Воспитание Казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание:
«Патриотизм, нормы морали, нравственность, межнациональное согласие, толерантность, законопослушание, физическое и духовное развитие - эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности», - подчеркнул Глава государства в Послании народу Казахстана.
Одним из основных направлений воспитательной работы является воспитание Казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание. В 2020-2021 учебном году все знаменательные мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам Республики Казахстан, носили массовый характер: такие как День языков РК, День Первого Президента, День Независимости, 8 марта, День Победы.
1 сентября – День Знаний прошел под лозунгом «175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева». В подготовке и проведении Дня языков РК приняли участие учителя казахского, иностранного языков. «Язык – богатство каждого народа» мероприятия, посвящённые Дню языков в РК прошли по отдельному плану работы.
В дни празднования Дня Первого Президента и Дня Независимости Республики Казахстан было проведено мероприятие по воспитанию Казахстанского патриотизма и гражданственности, где были охвачены с активным участием учащиеся всей школы. Были записаны видеоролики учащимися и отправлены в чаты родителей. Проведено тестирование на знание государственной символики в 6-9 классах. Несколько учеников приняли участие в онлайн-олимпиаде по знанию государственной символике РК (Кувшинов Артем ученик 8 класса – 1 место, Колмакова Алена ученица 8 класса – 1 место, Ниточка Иван ученик 4 класса – 2 место, Ниточка Елена Николаевна заместитель директора по воспитательной работе – 1 место)
При проведении мероприятий реализовывались следующие задачи:
- развитие способности учащихся осмысливать события и явления действительности;
- воспитание взаимопонимания между народами;
- утверждение общечеловеческих нравственных принципов;
- показать учащимся трудный и тернистый путь становления независимости РК.
Духовно-нравственное воспитание:
Одним из приоритетных направлений в школе является сегодня духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Елбасы Н.А. Назарбаев отмечает огромную значимость этого направления в школах. Именно в этой среде можно наиболее эффективно развивать духовность и нравственность учащихся, через разнообразные формы работы.
За 2020-2021 учебный год в школе достигнуты уже определенные результаты, которые можно отследить через активность и отзывчивость учащихся к разного рода благотворительным акциям, проявления милосердия и уважения к людям, понимание и правильное восприятие окружающего мира, что наиболее ярко проявляется на уроках самопознания через ответы и творческие работы учащихся. Милосердие и доброта, внимание и забота - эти общечеловеческие черты важны сегодня для наших детей, чтобы быть достойным человеком. Результативность духовно-нравственного воспитания в школе среди учащихся можно проследить в том, что ребята уже сами проявляют инициативу и организованность.
В 2020-2021 году основным направлением по эстетическому воспитанию было празднование 175-летие поэта и писателя Абая Кунанбаева. В связи с этим были проведены ряд мероприятий в онлайн формате: абаевские чтения с 1-9 класс, просмотр фильмов о жизни Абая, его творчестве.
Национальное воспитание:
Национальное воспитание тесно связано с воспитание казахстанского патриотизма, поэтому ряд мероприятий перекликаются.
В ходе реализации направления «национальное воспитание» проводились следующие мероприятия: мероприятия посвященные Дню языков РК, День Благодарения, беседы и классные часы по государственной символике республики Казахстан, мероприятия по Дню Независимости РК.
Ученики 7 класса приняли участие в международной дистанционной олимпиаде «Мой Казахстан»: Дюсекеева С. – 1 место, Эрнст Д. – 1 место, Елужанов Н. – 1 место, Гутченко А – 2 место; «Казахстан – моя Родина» : Дюсекеева С – 2 место, Елужанов Н – 1 место, Эрнст Д. – 2 место, Гутченко А – 1 место; «День Первого Президента РК»: Елужано Н – 1 место, Дюсекеева С – 2 место, Эрнст Д – 2 место, Гутченко А – 2 место.
Семейное воспитание:
Цель семейного воспитания - просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей. Семейное воспитание включает физическое воспитание, интеллектуальное воспитание, нравственное и моральное, санитарно-гигиеническое.
Для решения задач семейного воспитания были проведены следующие мероприятия: создание попечительского совета школа из числа родительской общественности, где решаются проблемы учебно-воспитательного процесса, проведение общешкольных и классных родительских собраний в каждой четверти, родительское собрание для родителей 9-ых классов по работе профориентации в онлайн и оффлайн формате.
В основу работы были положены принципы:
- сотрудничество родителей и классного руководителя;
- ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях.
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание:
Важным направлением трудового воспитания является профориентеционная работа. Проводились различны анкетирования, на направленность учащихся в выборе будущей профессии, рассматривались сайты учебных заведений нашей страны и стран, граничащих с Казахстаном.
Проходил конкурс рисунков «Как жить в гармонии с природой.». Учащиеся 7 класса участвовали в дистанционной олимпиаде по экологии «Наша планета»: Гутченко А – 1 место, Дюсекеева С – 1 место, Елужанов Н. – 2 место, Эрнст Д – 2 место.
Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание:
Цель поликультурного и художественно-эстетического воспитания — формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.
Именно с этой целью были организована ежегодная акция «Дорога в школу», классные часы «Дружба и взаимопонимание».
По данному направлению были выявлены следующие проблемы – учащиеся часто не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе обучения, поэтому воспитательный потенциал школьных предметов остается нереализованным в полной мере. Пути решения проблем поликультурного и художественно-эстетического воспитания: формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры:
Целью интеллектуального воспитания, воспитание информационной культуры является формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.
Работая в этом направлении традиционными для класса стали предметные недели, декады, в рамках которых использованы различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, проекты, рефераты, доклады, сообщения, выпуск газет и т.д. Были задействованы следующие формы работы: групповые занятия по интересам, кружки «Умелые ручки», участие в международных, школьных, классных интеллектуальных марафонах и конкурсах. По данному направлению велась систематическая работа: оформление стендов, праздничных уголков ко Дню пожилых и ко Дню учителя, издание разработок классных часов в методических изданиях, постоянная работа по освещению новостей школы в социальных сетях.
По данному направлению были выявлены следующие проблемы – не все из учащихся имеют четкое представление о мировоззрении, о необходимости реализовать свои способности и возможности, для чего настойчиво заниматься самообразованием, постоянно совершенствуя знания, умения и навыки. Пути решения проблем интеллектуальной деятельности, воспитание информационной культуры: развитие и формирование интеллектуальных способностей; развитие умений и навыков интеллектуального труда; развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
В целях изучения информационной культуры школьников, проводилась неделя «Безопасность в интернете» по отдельному плану. Помимо этого учащиеся 7 класса проходили дистанционную олимпиаду «Дети в интернете»: Эрнст Д. – 1 место, Гутченко А. – 2 место, Елужанов Н. – 1 место.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни:
В школе осуществлялась профилактическая работа по привитию и развитию навыков, необходимых для поддержания и сохранения ЗОЖ и жизни без употребления вредных веществ.
В течение учебного года обновлялся стенд ЗОЖ; с учащимися проведены профилактические и досуговые мероприятия: дни здоровья, тренинги – упражнения, классные часы, беседы, лекции, акции.
Тематические классные часы: «Толерантность», «Вредные привычки и их профилактика», «Режим дня школьника», «Каждому делу свое время», «Гигиена мальчиков и девочек». Проведены профилактические беседы с медработником по профилактике туберкулеза, ОРВИ, геппатита, кишечных заболеваний, Коронавируса. На классных часах в 1-9 классах классные руководители провели инструктаж по правилам поведения в дни каникул, сохранности сотовых телефонов, по правилам поведения на улицах и дорогах и воде. Подписи учащихся имеются в журналах по инструктажу.
«Рухани Жаңғыру»
Каждый год в школе составляется план по реализации программы «Рухани Жаңғыру» . Согласно этому плану работа проводилась не только с учениками школы, но и с родителями. Вся деятельность по реализации осуществлялась классными руководителями, библиотекарем школы, заместителем директора по воспитательной работе. Все мероприятия направлены на формирование патриотического воспитания, воспитание эстетической и экологической культуры учащихся, знание обычаев и традиций народов Казахстана, уважение и любовь к сакральным местам, к своей Родине, к своему народу. Были проведены ряд виртуальных экскурсий по городам Казахстана, по столицы республики.
Работа социально-психологического направления.
В школе в 2020-2021 учебном году нет ни психолога, ни социального педагога, но работа в этом направлении все равно велась.
В течение 2020 – 2021 учебного года для достижения положительных результатов мы руководствовались Законом «Об образовании», нормативными актами, государственными законами Конституцией РК, Семейного кодекса, Конвенцией о правах ребёнка.
Велись работы по предупреждению отсева учащихся из школы, поддерживанию тесных связей с родителями, изучению социальных проблемы учеников, ведению учёта и профилактических работ с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществлению социальной защиты детей из семей группы риска: многодетных, опекаемых, потерявших кормильца, неполных, малообеспеченных.
Статистические данные:
Количество уч-ся в школе:
- на начало года –23
Из них кол-во учащихся из неблагополучных семей
– на начало года – 1
Детей «группы риска» - 0
Количество уч-ся, состоящих на учете в ИДН
– на начало года - 0
Количество уч-ся, совершивших преступления в этом учебном году:
С 14 - 15 лет - 0
С 16 – 17 лет – 0
Кол-во правонарушений в этом учебном году – 0
Кол-во преступлений в учебном году – 0 человек
Количество рейдов по семьям – посещено 15 раз, опекунские семьи –2 раза.
Количество индивидуальных консультаций с (детьми/родителями) – 10/8 бесед, консультаций –12
2. Диагностика. Формирование банка данных.
Выявление учащихся, нуждающихся в социально-педагогической помощи.
Работа осуществлялась через традиционные формы: проведения социальной паспортизации классов, школы; изучение ситуации в семьях, которые состоят на учёте в «группе риска», социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи. По полученным данным был разработан социальный паспорт школы.
№ |
Содержание |
Числовые данные |
1 |
Количество учащихся Мальчики/ Девочки |
23(на начало учебного года) |
2 |
На учёте ИДН |
- |
3 |
На внутришкольном контроле |
0 (на начало учебного года) 3 (на конец учебного года) |
4 |
Группы риска |
- |
5 |
Дети - инвалиды |
- |
6 |
Дети в ТЖС |
- |
7 |
Неполные семьи: Без матери Без отца |
7 |
2 |
||
7 |
||
8 |
Неблагополучные семьи/детей |
1 |
9 |
Благополучные семьи/детей |
9 |
10 |
Многодетные семьи/детей |
2 |
11 |
Малообеспеченные семьи/детей |
6 |
12 |
Опекаемые |
1 |
Выводы:
- воспитательная работа в дистанционном формате отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения. Это связано с тем, что не все родители и учащиеся дают согласие на публикацию своих выступлений в социальных сетях, тем самым понижается желание у учащихся выступать;
- не всегда можно отследить участие учеников в классных часах, которые походили в дистанционном формате в первом полугодии;
- низкий уровень участия 6,8,9,3,4 классов в общешкольных мероприятиях;
- низкий уровень взаимопомощи между родителями и классными руководителями;
- не всегда проводились классные часы согласно графикам.
Рекомендации классным руководителям:
- повысить активность участия учащихся в школьной жизни;
- наладить работу с родителями, вовлекать их в школьную жизнь через различные дистанционные проекты;
- проводить классные часы согласно графикам;
- проработать обратную связь между классным руководителем и учащимися при дистанционном формате воспитательной работы.